1. О чем некогда скорбели праотцы и предсказывали пророки и
что желали видеть праведники, то сбылось и сегодня получило исполнение. Бог
явился на землево плоти, и обращался между людьми (Варух. 3:38). Посему
возрадуемся и возвеселимся, возлюбленные, так как если Иоанн, будучи во чреве
матери, взыграл при входе Марии к Елизавете, то гораздо более нам, взирающим не
на Марию, но на Самого Спасителя нашего, родившегося сегодня, надлежит взыграть
и веселиться, поражаться и дивиться величию домостроительства (Божия),
превосходящего всякий ум. Представь, как было бы величественно, если бы мы
увидели солнце сшедшим с небес, идущим по земле и отсюда изливающим на всех
лучи свои. Если же видеть такое событие с чувственным светилом для всех было бы
изумительно, то подумай и рассуди теперь, как величественно видеть Солнце
правды, изливающим лучи свои из нашей плоти и просвещающим наши души. Давно я
жаждал видеть этот день, и не просто видеть, но вместе с таким множеством
народа, и непрестанно молился, чтобы наше собрание было полно так, как полным
видим его теперь. Итак, это сбылось и получило исполнение. Хотя нет еще десяти
лет, как этот день стал известен и знаком нам, но, как будто издавна и за много
лет преданный нам, так он прославился от вашего усердия. Посему не погрешил бы
тот, кто назвал бы его и новым и вместе древним, — новым потому, что он недавно
стал известен нам, а древним и давним потому, что он скоро сравнялся с
древнейшими и возрос до одинаковой с ними степени. Прекрасные и благородные
растения, быв посажены в землю, скоро достигают великой высоты и отягчены
бывают плодами: так и этот день, живущим на западе издавна известный, а к нам
принесенный теперь и не за много лет, вдруг так возрос и принес столь великий
плод, что, как можно теперь видеть, ограды наши наполнены и вся церковь
стеснена от многолюдного стечения. Ожидайте же себе достойного воздаяния за
такое усердие от родившегося сегодня по плоти Христа; Он, конечно, вознаградит
за такую ревность, потому что любовь и усердие к этому дню служит величайшим
доказательством любви к Родившемуся. Если же нужно принести что-нибудь и от
нас, сослужителей ваших, то и мы принесем то, что по силам нашим, или лучше,
что благодать Божия даст нам сказать для вашей пользы. О чем же вы желаете
слышать сегодня? О чем другом, как не об этом же дне? Я хорошо знаю, что многие
и теперь еще спорят между собою, одни — осуждая, другие — оправдывая, и много
везде говорят об этом дне, одни — против него, доказывая, что он новый и
недавний и теперь только введенный, и другие — за него, утверждая, что он
древний и давний, так как еще пророки предсказывали о Рождестве Его и издавна
этот день известен и славен у живущих от Фракии до Кадикса. Итак, об этом и
начнем речь. Если он, оставаясь спорным, пользуется такою любовью от вас, то
очевидно, что сделавшись более известным, он будет пользоваться гораздо большим
уважением, когда ясное наставление произведет в вас большее к нему расположение.
Я могу привести три доказательства, из которых мы вполне
узнаем, что в это именно время родился Господь наш Иисус Христос, Бог-Слово. Из
этих трех доказательств одно состоит в том, что этот праздник везде так скоро
сделался известным, достиг такой высоты и прославился. И как Гамалиил говорил о
(Христианской) проповеди, что ибо если это предприятие и это дело - от
человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его;
берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками (Деян. 5: 38-39), так и я
об этом дне сказал бы с дерзновением, что, так как Бог Слово — от Бога, то чрез
это он (т. е. день сей) не только не разорился, но и возрастает с каждым годом
и становится более знаменитым. Проповедь в немного лет объяла всю вселенную, и
хотя распространявшие ее везде были скинотворцы, рыбари, неученые, простецы, но
уничиженность служителей нисколько не повредила ей, потому что сила
Проповедуемого предварительно устрояла все, уничтожала препятствия и являла
собственное могущество.
2. Если кто из любящих споры не удовольствуется сказанным,
то можно привести и другое доказательство. Какое же это? — Из переписи, о
которой упоминается в Евангелиях. В те дни, говорит Евангелист, вышло от кесаря
Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в
правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел
также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов,
называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с
Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там,
наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и
положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице(Лук. 2:1—7).
Отсюда видно, что Христос родился при первой переписи. А из древних кодексов,
публично хранящихся в Риме, всякий желающий может с точностью узнать и время
этой переписи. Что же, скажут, до этого нам, которые и теперь не находимся там
и ранее не были? Выслушай и не сомневайся, потому что мы приняли этот день от
тех, которые в точности знают это и живут в том городе, обитающие там, празднуя
его издавна и по древнему преданию, теперь переслали сведение о нем и нам. И
Евангелист не без цели означил время (Рождества Христова), но дабы сделать
явным и известным для нас и самый день и показать домостроительство Божие. И
Август не произвольно и не сам от себя издал тогда такое повеление, но потому,
что Бог подвигнул его душу, дабы он, хотя невольно, послужил явлению
Единородного. Как же это, скажут, содействует тому домостроительству? Не мало и
не случайно, возлюбленный, но весьма много, и есть одно из необходимых и
нарочито устрояемых дел. Как же это? Галилея есть область в Палестине, а
Назарет — город галилейский. Так и Иудея есть область, называемая так по имени
своих обитателей, а Вифлеем — город иудейский. О Христе все пророки
предсказывали, что Он не из Назарета, но из Вифлеема придет и там родится.
Именно так написано: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств
Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля (Матф.
2:6, Мих. 5:2). И иудеи на вопрос Ирода: где Христос рождается, привели ему
тогда это свидетельство (Матф. 2:5). Посему, когда и Нафанаил Филиппу,
сказавшему: мы нашли Иисуса из Назарета, отвечал: из Назарета может ли быть что
доброе, то Христос изрек о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет
лукавства (Иоан. 1:45—47). За что же, скажут, Христос похвалил его? За то, что
он не увлекся сообщением Филиппа, но знал ясно и точно, что не в Назарете и не
в Галилеи надлежит родиться Христу, но в Иудеи и в Вифлееме, как это
действительно было. Так как Филипп не знал этого, а Нафанаил, изучавший закон,
отвечал согласно с сказанным в древнем пророчестве, зная, что Христос придет не
из Назарета, то Христос и сказал: вот подлинно Израильтянин, в котором нет
лукавства . Поэтому и некоторые из иудеев говорили Никодиму: рассмотри и
увидишь, что из Галилеи не приходит пророк (Иоан. 7:52); и еще в другом месте:
не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема,
из того места, откуда был Давид(ст. 42)? И общее у всех было убеждение, что
непременно оттуда надлежало придти Ему , а не из Галилеи.
Посему, так как Иосиф и Мария, бывшие гражданами Вифлеема,
но оставившие его, расположились на жительство в Назарете и там пребывали, как
это случается часто со многими людьми, оставляющими те города, в которых они
родились, и живущими в других, к которым они не принадлежат по своему рождению,
а между тем Христу надлежало родиться в Вифлееме, то и вышло повеление,
которое, по устроению Божию, заставляло их невольно идти в тот город. Закон,
повелевавший каждому вписаться в своем отечестве, заставлял их двинуться
оттуда, т. е. из Назарета, и придти в Вифлеем, чтобы вписаться. На это самое теперь
указывая, и Евангелист говорит: пошел также и Иосиф из Галилеи, из города
Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из
дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была
беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына
своего Первенца (Лук. 2:4-7).
3. Видишь ли, возлюбленный, домостроительство Бога, и чрез
неверных и чрез верных устрояющего дела свои, дабы чуждые благочестия узнали
силу и могущество Его? Звезда вела волхвов с востока, а закон влек Марию в
отечество, предсказанное пророками. Отсюда для нас очевидно, что и Дева была из
рода Давидова; так как она происходила из Вифлеема, то очевидно, что она была
из рода Давидова. Это и выше объяснил Евангелист в словах: пошел также и Иосиф
из Галилеи, потому что он был из дома и рода Давидова. Поелику родословие
Иосифа изложено, а предков Марии никто не исчислил нам так, как его предков,
то, дабы ты не сомневался и не говорил: откуда видно, что и она происходит от
Давида? — послушай (как говорит Евангелист): в шестой же месяц послан был Ангел
Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к деве, обрученной
мужу, именем Иосифу, из дома Давидова (Лук. 1:26, 27). Слова: от дому Давидова,
надобно принимать сказанными о Деве. И здесь, таким образом, то же выражается.
Посему и вышло повеление и закон, приведший их в Вифлеем; как только они пришли
в город, вскоре и родился Иисус, а так как много народу стеклось тогда со всех
сторон, места были заняты и происходило великое стеснение, то Он и был положен
в яслях. Вот почему и волхвы там поклонились Ему. Но чтобы представить вам
доказательство яснее и очевиднее, прошу вас, будьте теперь особенно
внимательны: я хочу предложить пространное повествование и изложить древние законы,
дабы речь моя была яснее для вас во всех отношениях.
У иудеев был древний закон, или лучше, начнем речь с более
раннего. Когда Бог избавил еврейский народ от египетских мук и рабства
чужеземному царю, то видя, что они имеют остатки нечестия, увлекаются
чувственными предметами и удивляются величию и красоте храмов, повелел им
построить храм, который не только ценностью материала и разнообразием
искусства, но и видом постройки превосходил все храмы на земле. Как чадолюбивый
отец, к которому возвратился его сын, долгое время обращавшийся с людьми
порочными, развратными и потерянными и отведавший большой роскоши, — окружает
его вместе с безопасностью и почетом еще изобилием, дабы он, ни в чем не
нуждаясь, не вспомнил о прежних удовольствиях и не пожелал обратиться к ним;
так и Бог, видя, что иудеи увлекаются чувственными предметами, доставляет им и
это в превосходном виде, дабы они никогда не пришли к пожеланию египетского или
того, что они испытали у египтян. Он созидает храм по образу всего мира,
чувственного и умственного. Как в мире есть земля и небо и средостение между
ними — твердь, так Он повелел построить и храм. Разделив этот храм на две части
и в средине их распростерши завесу, внешнюю часть от завесы Он сделал доступною
для всех, а внутреннюю — недоступною и незримою для всех, кроме одного только
первосвященника. Что это — не наша догадка, но действительно храм устроен был
по образу всего мира, послушай, что говорит Павел о Христе, возшедшем на небо:
Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного (Евр. 9:24),
показывая, что устроенное здесь было образом истинного. А что и завеса отделяла
святое святых от внешнего святилища, как это небо отделяет находящееся над ним
от всего, находящегося у нас, послушай, как и на это указал он, назвав небо
завесою. Говоря о надежде, которая для души есть как бы якорь безопасный и
крепкий, он прибавил: и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за
нас вошел Иисус, выше неба (Евр. 6:19, 20). Видишь ли, как он назвал небо
завесою? Вне завесы находились светильник, и трапеза, и медный жертвенник, принимавший
жертвы и всесожжения; а внутри за завесою — ковчег, обложенный со всех сторон
золотом, вмещавший в себе скрижали завета, золотой сосуд с манною, и жезл
Ааронов процветший, и золотой жертвенник не для жертв и всесожжений, но для
одного только фимиама. Во внешнюю часть позволялось входить всем, а во
внутреннюю — одному первосвященнику. Об этом самом я опять представляю
свидетельство Павла, который говорит: первый завет имел постановление о
Богослужении и святилище земное: — святилищем мирским он называет внешнюю
скинию, потому что туда позволялось входить всему миру, — в которой был
светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется
"святое". За второю же завесою была скиния, называемая
"Святое-святых", имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех
сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов
расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о
чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию
всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую - однажды в год
один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи
неведения народа (Евр. IX, 1—7). Видишь ли, что сюда входил один только
первосвященник, и притом однажды в целый год?
4. Как же, скажут, это относится к настоящему дню? Подождите
немного и не выражайте нетерпения. Мы раскрываем источник с самого начала и
стараемся дойти до самой вершины, чтобы удобнее сделалось все для нас ясным;
впрочем, дабы не слишком долго речь моя была прикровенною и, оставаясь неясною,
не утомила вас своею продолжительностью, теперь скажу вам причину, почему я
излагал все это. Какая же причина? В то время, как Елисавета уже шестой месяц
носила во чреве Иоанна, зачала Мария. Итак, если мы узнаем, какой был этот
шестой месяц, то узнаем, когда зачала Мария; узнав затем, когда она зачала,
узнаем, когда и родила, исчислив девять месяцев от зачатия.
Откуда же мы узнаем, какой был шестой месяц беременности
Елисаветы? Если узнаем, какой был месяц, в который она зачала. Откуда же мы
узнаем, какой был месяц, в который она зачала? Если узнаем, в какое время
получил благую весть Захария, муж ее. А это самое откуда может быть нам
известно? Из божественных Писаний, — святое Евангелие говорит, что Захарии, находившемуся
внутри святого святых, ангел принес благую весть и предсказал ему о рождении
Иоанна. Итак, если будет ясно показано из Писаний, что первосвященник входил во
святое святых однажды и один, и в какое время и в какой месяц года совершалось
это вхождение однажды, то известно будет время, в которое принесена была благая
весть; а когда это будет ясно, то и начало зачатия будет всем известно. А что
первосвященник входил однажды в год, это и Павел показал, и Моисей это же самое
делает ясным, говоря так: и сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему,
чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на
ковчеге, дабы ему не умереть (Левит 16:2), и еще: ни один человек не должен
быть в скинии собрания, когда входит он для очищения святилища, до самого
выхода его. И так очистит он себя, дом свой и все общество Израилево. И выйдет
он к жертвеннику, который пред лицем Господним (ст. 17, 18). Отсюда видно, что
не во всякое время входил он во святое святых и, когда он находился внутри,
никому не позволялось подходить, и надлежало стоять вне завесы. Но заметьте это
тщательно, потому что остается показать, какое было время, в которое входил он
во святое святых, делая это только однажды в год. Откуда это известно? Из той
же самой книги. В ней так говорится: в седьмой месяц, в десятый день месяца
смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец,
поселившийся между вами,ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми
от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицем Господним; это суббота
покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное. Очищать же должен
священник, который помазан и который посвящен, чтобы священнодействовать ему
вместо отца своего: и наденет он льняные одежды, одежды священные, и очистит
Святое-святых и скинию собрания, и жертвенник очистит, и священников и весь
народ общества очистит. И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать
сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году. И сделал он так, как повелел
Господь Моисею (Лев. 16:29—34). Здесь говорится о празднике кущей; тогда именно
первосвященник входил однажды в год: это показал и сам Моисей, сказав: однажды
в году.
5. Итак, если во время праздника кущей входил во святое
святых один только первосвященник, то теперь мы докажем, что именно тогда
явился ангел Захарии, когда он находился во святом святых, — потому что явился
ему одному, когда он воскурял фимиам, а один первосвященник никогда не входил,
как только в это время. Впрочем, ничто не препятствует выслушать самые слова
(Писания). Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды,
именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. По жребию, как
обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для
каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения (Лук. 1:5,10).
Припомни здесь, возлюбленный, то свидетельство, которое говорит: ни один
человек не должен быть в скинии собрания, когда входит он для очищения
святилища, до самого выхода его (Лев. 16:17). Явился ему Ангел Господень, стоя
по правую сторону жертвенника кадильного (Лук. 1:11). Не сказал: алтаря
жертвенного, но: жертвенника кадильного, — потому что алтарь внешний был
алтарем для жертв и всесожжений, а алтарь внутренний был алтарем кадильным.
Так, и из этого, и из явления ему одному только, и из слов, что вне был народ,
ожидавший его, очевидно, что он вошел во святое святых. Захария, увидев его,
смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо
услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему
имя: Иоанн. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он
же, выйдя, не мог говорить к ним и объяснялся с ними знаками, и оставался нем
(Лук. 1:12,13,21,22). Видишь ли, что он был внутри за завесою? Тогда и сообщена
ему благая весть. А временем этого благовествования был праздник кущей и пост;
таков именно смысл слов: смиряйте души ваши (Левит. 16:29). Этот праздник
совершается у иудеев в последние дни месяца сентября, как и вы тому свидетели,
потому что тогда мы много и долго говорили против иудеев, осуждая неуместный
пост их. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и
говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы
снять с меня поношение между людьми (Лук. 1:24—25). Теперь благовременно
показать, что на шестом месяце беременности ее Иоанном, Мария получает благую
весть о зачатии. Гавриил пришел к ней и сказал: не бойся, Мария, ибо Ты обрела
благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя:
Иисус (Лук. 1:30—31). Когда же она смутилась и пожелала узнать о способе
(исполнения), то, отвещав, ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя,
и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в
старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным
никакое слово (Лук. 1:35—37). Итак, если Елисавета зачала в месяце сентябре,
как показано, то надобно сосчитать следующие шесть месяцев; они суть: октябрь,
ноябрь, декабрь, январь, февраль, март.
Значит, после этого шестого месяца зачала Мария; сосчитав
отсюда еще девять месяцев, мы и дойдем до настоящего месяца. Таким образом
первый месяц зачатия Господа есть апрель, затем май, июнь, июль, август,
сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь — настоящий месяц, в который мы празднуем
этот день. Впрочем, чтобы сказанное было для вас еще более ясным, я опять
кратко повторю то же самое вашей любви. Однажды в год входил один только
первосвященник во святое святых. Когда это происходило? В месяце сентябре.
Итак, тогда входил Захария во святое святых, тогда и сообщена ему благая весть
об Иоанне. Посему, когда он удалился оттуда, то и зачала жена его. После же
сентября, когда Елисавета была беременна шестой месяц, которым был март, зачала
и Мария. Сосчитав с апреля девять месяцев, мы и дойдем до настоящего месяца, в
который родился Господь наш Иисус Христос.
6. Вот касательно этого дня мы объяснили вам все; скажу еще
об одном, и прекращу речь, предоставив сказать большее общему нашему учителю.
Так как многие из еллинов (т. е. язычников), слыша, что Бог
родился во плоти, смеются с глумлением и многих из простецов беспокоят и
смущают, то необходимо и к ним сказать нечто, а также и к смущающимся, чтобы
никогда не приходили в беспокойство, убеждаемые безумными людьми, и не
смущались от смеха неверных. И малые дети часто смеются, когда мы говорим о
предметах серьезных и занимаемся вещами необходимыми, но смех (их) служит доказательством
не ничтожности осмеиваемых предметов, а неразумия смеющихся. Так же можно
сказать и об еллинах, что они, будучи в состоянии едва ли не большего
неразумия, чем дети, глумятся над тем, что достойно трепета и может исполнить
великим удивлением, а поистине смешное почитают и уважают. Впрочем, и наши
предметы, осмеиваемые ими, остаются при своей почтенности, никакого не терпя
ущерба для своей славы от их смеха; к их предметы, всячески украшаемые
выказывают собственное безобразие. Это ли не крайнее безумие, когда они сами,
люди на каждом шагу спотыкающиеся, вводя собственных богов и в камни, и в
деревья, и в ничтожных истуканов, и заключая их как бы в темнице, думают, что
они ни делают, ни говорят ничего постыдного, а нас осуждают, которые говорим,
что Бог, устроив для себя Духом святым живый храм, чрез него оказал благодеяние
вселенной? Что же в этом предосудительного? Если постыдно Богу обитать в
человеческом теле, то гораздо более — в камне и дереве, и тем более, чем камень
и дерево ниже человека, — если только не кажется им род наш ничтожнее этих
бесчувственных вещей. Сами они дерзают низводить существо Божие до кошек и
собак, а многие из еретиков — даже до животных еще худших, чем эти. Мы же
ничего такого не говорим и никогда не потерпели бы слушать, но то утверждаем,
что Христос воспринял от девического чрева плоть чистую, святую, непорочную и
такую, которая явилась недоступною никакому греху, и восстановил собственное
создание. Они и подобно им нечестиво поступающие манихеи, низводя существо
Божие до собак, обезьян и различных зверей (так как они утверждают, что душа
всех этих животных происходит из Его существа), не содрогаются и не прячутся от
стыда; а об нас говорят, что мы утверждаем недостойное Бога, — тогда как не
можем даже допустить в уме ничего подобного, но утверждаем то, что было
прилично и подобало Ему, т. е. что Он, пришедши, восстановил Свое творение
таким способом рождения. Что, скажи мне, говоришь ты, человек? Утверждая, что
душа человекоубийц и волшебников — из существа Божия, ты осмеливаешься осуждать
нас за то, что мы не только сами не допускаем и не можем слышать ничего
подобного, но и утверждающих это считаем причастными нечестию, — и говорим, что
Бог, устроив Себе святый храм, чрез него ввел небесный распорядок в нашу жизнь?
И не достойны ли вы бесчисленных смертей и за обвинения, которыми осуждаете
нас, и за нечестивые дела, в которых не перестаете нечествовать? Если
непристойно Богу обитать в чистом и непорочном теле, как говорите вы, то
гораздо непристойнее быть в теле волшебника, раскапывателя могил, разбойника,
обезьяны или собаки, а не в теле святом, непорочном и седящем ныне одесную
Отца. Да и какой вред или какое осквернение может быть для Бога от такого
домостроительства (нашего спасения)? Не видите ли вы это солнце, у которого
тело чувственное и разрушимое, и скоропреходящее, хотя бы еллины и манихеи,
слыша это, тысящекратно задыхались от досады? Не только оно, но и земля, и
море, и все вообще видимые твари подверглись суете. Послушай, как Павел
объясняет это, когда говорит: потому что тварь покорилась суете не добровольно,
но по воле покорившего ее. Потом, объясняя, что значит повиноваться суете, он
продолжает, говоря: что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в
свободу славы детей Божиих (Римл. 8:20, 21). Следовательно, теперь она скоро
преходяща и тленна, потому что работать истлению значит не что иное, как быть
тленною. Итак, если солнце, тленное тело, испускает повсюду лучи, касаясь
грязи, нечистот и многих других подобных вещей, от прикосновения к этим телам нисколько
не повреждается в чистоте своей, но опять собирает чистыми свои лучи, сообщая
свои совершенства многим из воспринимающих его тел, само же не получая ни
малейшего зловония и осквернения, — то гораздо более Солнце правды. Владыко
бестелесных сил, войдя в чистую плоть, не только не осквернился, но и ее сделал
еще более чистою и святою. Помышляя о всем этом и припоминая голос, говорящий:
вселюсь в них и буду ходить в них (Лев. 26:12; 2 Кор. 6:16), и еще: вы храм
Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16), будем и мы говорить против тех и
заградим постыдные уста нечестивых, а нашим благам будем радоваться и прославим
воплотившегося Бога за такое снисхождение и по силам нашим окажем Ему достойную
честь и воздаяние; а для Бога от нас никакого иного воздаяния быть не может,
как только спасение нас и душ наших и попечение о добродетели.
7. Не будем же неблагодарными к Благодетелю, но станем все
по силам нашим приносить все — веру, надежду, любовь, целомудрие, милосердие,
страннолюбие. И к чему я прежде убеждал вас, к тому же и теперь, и всегда не
перестану убеждать. К чему же именно? Намереваясь приступить к страшной и
божественной этой трапезе и священному тайнодействию, делайте это со страхом и
трепетом, с чистою совестью, с постом и молитвою, без шума, не беспокоя и не
толкая ближних, потому что служит знаком крайнего безумия и необыкновенного
презрения и навлекает на поступающих так великое наказание и отмщение.
Представь, человек, какой намереваешься ты касаться жертвы, к какой приступить
трапезе; обрати внимание, что ты, земля и пепел, причащаешься крови и тела
Христовых. Когда царь приглашает вас на пиршество, то вы возлежите со страхом и
принимаете предлагаемые яства с почтением и спокойствием; а когда Бог
приглашает к Своей трапезе и предлагает собственного Сына, когда ангельские
силы предстоят со страхом и трепетом, херувимы закрывают лица свои и серафимы с
трепетом взывают: свят, свят, свят Господь, — как ты, скажи мне, осмеливаешься
кричать и с шумом приступать к этому духовному пиршеству? Разве ты не знаешь,
что в это время душа должна быть полна глубокой тишины? Нужны великий мир и
спокойствие, а не шум, гнев и смятение, так как это делает приступающую душу
нечистою. Какое может быть прощение, если мы после столь многих грехов, даже и
тогда, когда приступим к таинству, не очищаем себя от тех безумных страстей?
Что вообще необходимее предлагаемого здесь. Или что нас так смущает, чтобы мы,
оставив духовное, устремились к плотскому? Нет, прошу и умоляю, не будем
навлекать на себя гнев Божий. Предлагаемое здесь есть спасительное врачевство
для наших ран, богатство неоскудевающее и доставляющее нам царство небесное.
Будем же приступать с трепетом, благодарить, припадать, исповедуя прегрешения
свои, проливать слезы, оплакивая свои бедствия, воссылать к Богу усердные
молитвы, и таким образом, очищая себя, тихо и с надлежащим благочинием будем
подходить, как приближающиеся к Царю небесному; приняв же непорочную и святую
жертву, будем лобызать ее, обнимать ее глазами, согревать свой дух, чтобы наше
собрание не послужило к суду или к осуждению нашему, но к целомудрию души, к
любви, к добродетели, к примирению с Богом, прочному миру и к залогу
бесчисленных благ, дабы нам и себя освятить, и ближним доставить назидание. Об
этом я часто говорю и не перестану говорить. И что пользы — стекаться сюда
напрасно и тщетно, не научаясь ничему полезному? И какое приобретение — всегда
говорить вам в угоду? Настоящее время кратко, возлюбленные: будем же трезвиться
бодрствовать, воздерживаться, искренно оказывать всякое попечение о всех и
богобоязливость во всем; нужно ли слушать божественные изречения, или молиться,
или приступать (к таинству), или делать что-нибудь другое, пусть делается это
со страхом и трепетом, чтобы нерадением не навлечь на себя проклятие, — ибо
проклят, говорит (пророк), кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48:10). Шум
и гнев служат оскорблением предложенной жертвы. Крайнее небрежение —
представлять себя Богу оскверненным. Послушай, что говорит об этом апостол:
если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1 Кор. III, 17). Итак не будем
возбуждать гнева Божия вместо примирения с Ним, но, оказывая все усердие и всю
красоту и безмятежность души, будем приступать с молитвою и сокрушенным
сердцем, дабы и этим самим умилостивив Владыку нашего Иисуса Христа, мы могли
получить обетованные нам блага, благодатию и человеколюбием Самого Господа
нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу с Святым Духом, слава, держава, честь,
ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407) — архиепископ Константинопольский, выдающийся христианский богослов и проповедник.